Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их психического развития. В это время года дети с помощью взрослых могут расширить свои представления об окружающем мире, развить внимание, память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, обогатить словарный запас, а также проявить творческие способности. Всё это очень важно для их эмоционального и нравственного благополучия и подготовки к школьному обучению.
Во время совместного досуга рекомендуем:
- Знакомить детей с природными явлениями, происходящими летом в неживой и живой природе. Учить видеть природные взаимосвязи (Например, тучи на небе, значит, будет дождь. Цветы одуванчика закрыты в пасмурную погоду или вечером и т. п.)
- Гуляя в парке и лесу, наблюдать за разными представителями животного мира, рассматривать деревья, кустарники, цветущие травы. И обязательно предлагать ребёнку рассказать о том, что он увидел. Что растёт в лесу (в поле, на лугу, кто там живёт? Воспитывать бережное отношение к природе.
- Рассматривать растения, называть их части: ствол, ветка, лист, цветок, плод, корень, лепесток,. Учить различать и называть несколько видов деревьев и кустарников. Сравнивать их, определяя сходство и отличие. Например, сравнить клён и берёзу, ель и сосну, сирень и рябину.
- Проводить дидактические игры: «С какого дерева лист», «Найди такой же лист», «Узнай и назови» (дерево, куст, на картинке или в природе, «Что лишнее?».
- Учить различать и называть несколько видов полевых и садовых цветов. Дидактическая игра на группировку цветов «На лугу – на клумбе».
- Учить стихи о цветах и деревьях: Е. Благинина «По малину», «Рябина», Е. Серова «Колокольчик», «Ландыш», «Кашка», «Одуванчик», И. Токмакова «Ели», «Берёзы», «Сосны», «Дуб»,З. Александрова «Букет». Читать рассказы о растениях и беседовать по их содержанию: А. Онегов «На лесной поляне», М. Пришвин «Золотой луг» и другие.
- Отдыхая на реке, озере, море тоже развивайте детскую наблюдательность и умение сравнивать. Чем похожи, чем отличаются эти водоёмы? Объясните, что такое течение, берега, волны, прибой. Наблюдайте с малышом за рыбками, чайками.
- Летом создавайте детям условия для игр с природным материалом (шишками, камешками, листьями, веточками, песком, глиной и пр.) Дети учатся использовать предметы — заместители (например, палочку вместо ложечки для куклы, камешки, вместо конфет для неё). Это развивает фантазию и творческие способности.
- Учите ребёнка различать и правильно называть величины предметов и объектов, а не только «большой – маленький». Например, ствол толстый и тонкий, дерево высокое и низкое, ветка длинная и короткая, река широкая, а ручей узкий и т. д.
- Разнообразие летних красок, поможет учить с детьми названия цвета, в том числе и оттенков. Поиграйте с ними так: «Разные краски лета», «Цветные фоны», «Собери одинаковые по цвету».
- Учите ориентироваться в пространстве. Этому поможет дидактическая игра «Спрячь игрушку» (под стул, на полку, за спину, т. д.,«Делай, как я скажу» (два шага вперёд, один шаг вправо, подними левую руку вверх, закрой правой рукой левый глаз и т. д.). Ориентироваться на плоскости листа научат задания типа: «Положи в центр листок клёна, в правый верхний угол — шишку ели, в левый верхний угол- шишку сосны, правый нижний угол- ромашку, в левый нижний угол — василёк».
- Упражняйте детей в счёте до 10 и обратно, опять же используя природный материал (шишки, камешки, лепестки, листья и пр.).
- Учите детей сравнивать. Например, дерево и бревно, птицу и самолёт, ромашку и колокольчик, яблоко и грушу, девочку и куклу. В чём их отличие и есть ли сходство? Почему? Учите ребёнка доказывать своё мнение.
- Работая на огороде и во фруктовом саду, дайте детям на наглядном примере понять процесс выращивания растений из семян, расскажите о зависимости их роста от природных условий (света, влаги, тепла). Учите наблюдать за ростом и созреванием овощей, фруктов и ягод и привлекайте к посильной помощи.
- Учить детей ежедневно рассказывать о погоде, о том, что они увидели, чем занимались. И если малыш допускает ошибки в построении предложений, исправьте его. Это способствует развитию грамматического строя и связной речи ребёнка.
- Развивайте речевое дыхание ребёнка, предлагая подуть в соломинку или на одуванчики, надувая шарики или мыльные пузыри.
Всё это сформирует у детей целостное представление о лете как о времени года, расширит их кругозор, разовьёт интеллект и любознательность, приобщит к удивительному миру природы. И, что особенно важно, совместный досуг, общие дела и игры сближают детей и родителей, улучшают домашний микроклимат и способствуют укреплению семьи.
Пищевое отравление: рекомендации родителям
Симптомы отравления у детей
- боли в животе;
- тошнота, многократная рвота;
- диарея (стул со слизью, зеленью или прожилками крови);
- головная боль;
- резкое повышение температуры;
- вялость и слабость;
- бледность;
- учащенное сердцебиение;
- нет аппетита.
Потеря большого количества жидкости с рвотой и диареей приводит к обезвоживанию организма, что крайне опасно у детей.
Лечение пищевого отравления у ребенка
При первых признаках пищевого отравления у ребенка необходимо немедленно обратиться к врачу. При тяжелом отравлении может понадобиться госпитализация. До прихода врача необходимо начинать лечение, давать больше жидкости, что позволит предотвратить обезвоживание.
Первая помощь в домашних условиях
Потерянную организмом ребенком жидкость необходимо восполнить, давая обильное питье в виде солевых растворов, морсом, чаем, раствором глюкозы.
Чтобы вывести токсины из организма ребенка используют энтеросорбенты – препараты, всасывающие вредные вещества, попавшие в кишечник. К ним относят Смекту, Энтеросгель, Полифепан и др.
При пищевом отравлении в первые сутки необходимо придерживаться щадящей диеты. Ребенку можно давать рисовую кашу на воде, кефир, сухари, картофельное пюре без молока, овощные супы. Есть необходимо небольшими порциями и через определенные промежутки времени. В период восстановления давайте ребенку биопрепараты, способствующие восстановлению кишечной флоры.
Вызывайте скорую! Если вы видите у ребенка признаки обезвоживания и интоксикации – сильные рвота и понос, сухость кожи и языка, западание глаз, отсутствие мочеиспускания, – не медлите: либо вызывайте скорую помощь, либо сами везите ребенка в больницу.
Воспользуйтесь добрыми советами врачей, чтобы избежать отравления:
- Овощи и фрукты, купленные на базаре, перед употреблением тщательно мойте, а еще лучше – обдавайте кипятком.
- Обязательно мойте перед едой руки с мылом.
- Чистите зубы дважды в день, а перед едой и после прополаскивайте рот водой.
- Продукты желательно покупать «сегодня на сегодня» и не оставлять «залеживаться» в холодильнике.
- Не покупайте овощи и фрукты, если вас смущают пятнышки на них или подгнившие участки.
- Не кормите ребенка рыбой из озер и прудов.
- Не ездите с ребенком на юг в жаркое время года. Для поездок лучше выбрать май – конец июня или осень, начиная со второй декады сентября, когда схлынет поток отдыхающих.
- Избегайте употребления замороженных продуктов.
- Будьте очень осторожны с кисломолочными продуктами.
- Не покупайте в летнее время овощи и фрукты, привезенные издалека.
- Если вы покупаете ребенку мороженое, лучше, чтобы это был обычный пломбир без наполнителей.