Сотрудничество государственного учреждения образования «Детский сад № 71 г. Могилева» и «SOS-Детская Деревня г.Могилев» по профилактике социального сиротства
Даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы ею не решим воспользоваться.
Самое интересное в идеях — это попробовать их на деле.
Ричард Бах.
Современное учреждение дошкольного образования не может успешно реализовывать свою деятельность без тесного сотрудничества с семьей на уровне партнерства. Детский сад должен выступать в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства, способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
С 2009 года государственное учреждение образования «Детский сад №71 г. Могилева» ведет планомерную работу, сотрудничество с ЧСПУО «SOS- Детская Деревня Могилев».
Совместно мы ведем целенаправленную работу по предотвращению случаев социального сиротства. Особое место в нашей работе занимают «семьи особой заботы» — это семьи: неполные, многодетные, кризисные, малообеспеченные, воспитывающие ребенка-инвалида, семьи, где дети находятся или могут попасть в социально-опасное положение, опекунские. Эту работу осуществляют все специалисты нашего учреждения дошкольного образования. Совместный проект так и называется — «Сотрудничество с учреждениями образования».
За время сотрудничества было много интересных совместных дел, мероприятий, встреч, презентаций… А все начиналось с момента зачисления ребят «SOS-Детская Деревня Могилев» в наше дошкольное учреждение. Возраст детей — от 4 до 6 лет. Это был первый этап сотрудничества, цель которого — социализация детей из приемных семей. А затем были проекты «Умняшка», «Моя семья», «Радуга настроения», «Школа семейной экономики», «Земля – наш общий дом», «Создаем, творим, играем».<
В рамках проекта «Умняшка» осуществляла свою деятельность детско- родительская группа. Через развивающие и коммуникативные игры и родители и дети учились эффективному взаимодействию: лучше понимать друг друга, выражать свое эмоциональное состояние, устанавливать доверительные отношения. Наши родители получили квалифицированную помощь от востребованных специалистов по интересующим вопросам воспитания и развития детей.
Большой интерес у родителей вызвал Живой журнал «Развитие речи ребенка». Он был направлен на формирование у родителей представлений об особенностях развития речи детей и методической работе в данном направлении.
Изначально специалистами было проведено обследование, которое определило степень объективного восприятия развития речи ребенка, выявило проблемные вопросы развития речи детей в каждой семье, над которыми надо работать. После чего родителям были предложены информационные листовки по темам: «Возрастные особенности развития речи ребенка», «Формы и методы развития речи детей».
На теоретическом занятии посредством интерактивных методов: обмен мнений методом ротаций, эссе, родители адаптировали теоретический опыт в практические умения.
На практическом занятии у родителей была возможность поиграть вместе со своими детьми в игры на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, слухового восприятия, связной речи и др., в которые можно и нужно играть дома.
был посвящен улучшению детско-родительских отношений и укреплению семейных традиций. Родители с детьми изготавливали герб семьи, придумывали девизы, представляли видеопрезентации своей семьи, организовывали фотоконкурсы: «Моя семья», «Звезда по имени Мама», «А у нас в семье», «Папа может все». Кроме перечисленных форм работы были проведены и другие интересные и полезные совместные мероприятия с родителями и детьми в рамках проекта «Моя семья».
Интересно прошел совместный праздник «Восеньскі кірмаш», где работали торговые ряды, и каждая семья предлагала дары осени: одни — овощи, фрукты, а кто-то и лечебные травы, купить которые дети могли, правильно описав каждый продукт. Затем шла презентация блюд, которые дети приготовили вместе с родителями. Особый интерес вызвало представление творческих номеров на осеннюю тематику. Интересно, что в них участвовали не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки. Все завершилось чаепитием и дегустацией блюд.
В целях профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, коррекции эмоционально-поведенческих и речевых нарушений воспитанников мы использовали арт-терапевтические методы в проекте «Радуга настроения».
В своей работе мы использовали следующие формы работы:
Обучающий тренинг для сотрудников учреждения дошкольного образования «Чудо арт-терапии»; Тематическая арт-студия «папа, мама, я — дружная семья»; Арт-клуб «Творим вместе»;
Индивидуальная коррекционная работа с детьми посредством арт- терапии.
Родители вместе с детьми рисовали на тему «Мой дом — моя крепость», лепили из теста «Пирог семейного счастья», создавали коллаж «Наша семья в будущем». И как завершение — проведение фестиваля детско-родительского творчества.
Еще был проект «Школа семейной экономики». Дети через студию «Путешествие в экономику» в игровой деятельности приобщались к сложному миру товарно-денежных отношений. В клубе «Азбука экономики» родители вместе с детьми познакомились с историей возникновения денег; семейным бюджетом, трудом взрослых, рисовали рекламу, плакаты по бережному отношению к ресурсам.
Целью следующего проекта «Земля – наш общий дом» стало обеспечение социального партнерства учреждения образования и семьи для формирования основ экологической культуры ребенка-дошкольника.
В рамках проекта мы вели работу по формированию у детей основ экологических знаний и усвоению правил поведения в природе, готовности ребенка к правильному взаимодействию с природой, преодолению потребительского отношения к природе.
В своей работе при реализации данного проекта нами были проведены: обучающий курс для педагогов нашего учреждения образования по формированию экологической культуры у дошкольников, семинары-практикумы, семейные клубы, творческие лаборатории с использованием эколого-психологических тренингов, выставки фотографий и детских рисунков на данную тему.
Одним из запоминающихся форм работы стал семейный клуб «Мастерская природы», в ходе которого были написаны письма-послания, создан экологический журнал «Наши добрые дела», а также был проведен конкурс «Мозаика из природных материала».
В завершении данного проекта родители, дети и педагоги обменялись впечатлениями о проделанной работе в форме сочинения «Земля — наш общий дом». Все участники проекта получили возможность для общения с природой, освоили и расширили знания и навыки природоохранной деятельности и в детском саду, и в семье, а также за время реализации проекта отмечалось наибольшее укрепление семейных отношений во время проведения совместных мероприятий.
Самыми запоминающимися формами взаимодействия стали «Радужный автобус», посещение «SOS-Детская Деревня Марьина Горка», «SOS-Детская Деревня Боровляны» и дошкольных учреждений, которые посещают воспитанники этих учреждений, а также Международная конференция «Качественное образование для детей группы социального риска. Обмен опытом и начало диалога», Таллин, Кейла, 2014г.
В рамках реализации совместных проектов мы оказываем психолого-педагогическое сопровождение и результативную помощь детям — участникам группы «риска», а также их семьям в гармонизации детско-родительских отношений в условиях работы учреждения дошкольного образования.
Хочется выразить благодарность «SOS-Детская Деревня Могилев» за тесное сотрудничество, которое способствует налаживанию более тесных контактов между учреждением дошкольного образования и семьей, убеждает в пользе совместного отдыха, демонстрирует желание сотрудничать и совместными усилиями добиваться хороших результатов в воспитании, развитии и качественном образовании наших детей. А качественное образование основано на любви, умении слушать ребенка, проводить с ним время. Мы должны дать хорошее образование детям, которые не родились в счастливых семьях. У всех обучающихся должны быть равные возможности.
Заведующий государственным учреждением образования «Детский сад № 71 г. Могилева» Кузнецова Светлана Константиновна